Как правильно выбрать тренинг по ораторскому искусству, публичным выступлениям, презентации, риторике?

Среди множества программ как-то по Ораторскому искусству, Презентациям, Публичным выступлениям, Курсам риторики и многим другим программам с яркими и звучными названиями всегда хочется найти то, что ближе всего подходит, что лучше всего отвечает собственным чаяниям (потребностям), но сделать это представляется не так просто, как кажется вначале. Ведь предложений предостаточно и понять их актуальность, ценность и эффективность можно иногда только примерив их на себя. И все-таки есть способ сделать это проще. Разложить по определенным критериям подобные тренинги. Например, вот такие:
  • Насыщенность темами (перезагруженность материалом).
  • Структура программы (удобство для восприятия).
  • Основной акцент (позиционирование).
  • Наличие большого количества шаблонов (приемов) или стратегий.
  • Персона тренера (личные и профессиональные качества, навыки).
  • Технологии закрепления навыков (до и после).

Насыщенность. Обращали ли вы когда-нибудь внимание на большое количество тем в содержании, заявленные в стандартной двух дневной программе, особенно при утверждении организаторами насыщенности практическими упражнениями? Тут надо себя честно спросить. Какова наша цель? Что для нас актуально? Узнать как можно больше новой интересной информации или овладеть практичными навыками? Зарабатывать деньги, проводя публичные выступления (семинары, лекции, тренинги) или уметь надежно и уверенно их проводить? Увидеть мастерство тренера как он умеет этим пользоваться или начать с основных «аккордов», чтобы в перспективе стать самому мастером?
Первое актуально для уже опытных, искушенных ораторов, второе всем тем, кому необходимо решать свои конкретные задачи.
Подводные камни: Какие-нибудь темы убираются, урезаются («галопом по Европам»), а может быть и то и другое.

Структура. Конечно у каждого на этот счет свой вкус, но от этого во многом зависит конечный результат. Либо четкая картина в голове (что и как), либо полная каша. К сожалению, в некоторых программах наблюдается отсутствие взаимосвязи между практикой выступления и подачей информации, включая непоследовательность. Например: вначале программы стоит тема «Привлечение внимания аудитории», а затем «Управление стрессом». Что первично? Естественно сначала подготовка к выступлению (Управление стрессом), а уж затем процесс (Привлечение внимания аудитории и т.д.).
Попробуйте, ради интереса прямо сейчас распечатать программу такого тренинга, внимательно прочитать ее несколько раз, а потом, не заглядывая воспроизвести по памяти. Получается?
Подводные камни. Угроза создания беспорядка, путаницы и как следствие потери данных.

Основной акцент. Представьте вы пришли на тренинг по ораторскому искусству, а большая его часть, процентов 50, в том или ином виде посвящена теме работы с голосом. Иногда это может быть Работа со страхами или Умение писать тексты и т.п. Хорошо, если для вас это важно, а если нет? Например, какая может быть польза от изучения стилей и жанра речи для человека, которому сложно просто выйти перед аудиторией?
Здесь полезно понять, что на самом деле хочет дать ведущий и как он видит достижение конкретных результатов у участников тренинга.
Подводные камни. Опасность оказаться ведомым и получить «хрен вместо редьки».

Наличие большого количества шаблонов. Шаблоны необходимы только в разумном количестве. Все выдающиеся ораторы, как и другие звезды в спорте, армии, бизнесе и т.д. всегда пользуются ограниченным набором приемов, технологий, правда, доведенных до уровня высочайшего мастерства. Зачем 30 способов борьбы со стрессом, когда есть 3 великолепно работающие техники. К тому же очевидно, что те, кто привык пользоваться шаблонами (стереотипами) поведения всегда проигрывают тем, кто способен гибко реагировать на ситуацию.
Хорошей альтернативой может стать знание ключевых стратегий или основных принципов (идей) как строить публичное выступление. Например: перед началом выступления (презентации) полезно задать аудитории вопросы нейтрального содержания – это привлечет внимание слушателей и даст им время постепенно настроиться на происходящее.
Подводные камни. Опасность сформировать привычку зависимости получения готовых рецептов, а также подвергать неоправданному риску презентацию (риск особенно увеличивается, когда слушатели способны гибко реагировать).

Персона тренера. Уверен, что этот критерий у подавляющего большинства вызывает особый интерес. И это не удивительно, ведь тренер будет находиться вместе с нами довольно продолжительное время. У нормального человека естественно возникнут вопросы в отношении личности тренера и его профессиональных навыков. Нам ведь, не безразлично кому мы доверяем свою голову? Известно, что каждый человек проецирует свою «реальность» на других, а если это другой ведущий, то его возможности геометрически-пропорционально увеличиваются. И вот представьте в содержании программы заявлено юмор в речи, энергетика оратора и т.п., а что мы видим? На каком-либо тренинге публичных выступлений энергетика самого ведущего по двадцатибальной шкале не поднимается выше 12 баллов, да и с юмором очень, очень туго.
Правда, это всего лишь часть беды, возможно в чем-то другом он превосходит. Ну, а что если такой тренер верит (глубоко убежден), что во время выступления надо быть всегда очень вежливым, добрым и мягким или наоборот, что тогда? Думается, в этом случае, если мы приняли слова за чистую монету не стоит слишком удивляться, что во время какой-нибудь презентации, где публика не расположена к заискиванию с оратором, нас просто не станут слушать. "Если руководитель, начальник, командир создает на занятиях с сотрудниками, военнослужащими примитивную, предельно упрощенную обстановку из-за боязни ответственности за возможные случайности, то это, в известной мере, свидетельствует о недостатках его собственных управленческих, командирских качеств. Если ответственность и риск непосильны для него в учебной обстановке, то в экстремальной он вероятнее всего окажется беспомощным перед их лицом". А.М. Столяренко. Стоит помнить, что если у тренера в дефиците определенные качества, навыки, то вряд ли он сможет с нами качественно этим поделиться.
Самое же неприятное, что может с нами произойти, так это слабая, нетребовательная, рыхлая позиция тренера по отношению формирования навыков у участников тренинга ораторского искусства. Не проявляя никакой силы воли, идя на поводу у группы по любому вопросу, не желая вызывать естественного дискомфорта (вспомните, как учились водить автомобиль), тренер идет по пути наименьшего сопротивления, таким образом, во время тренинга «пушистая» атмосфера, а в реальной жизни остаемся с неразрешенными проблемами один на один. Хотя, где как не на тренинге, в учебной обстановке, проще всего их решать. Еще классик говорил: «Тяжело в учении, легко в бою».
Почему так происходит? Ответ, не мудрствуя лукаво, достаточно прост. Есть спрос – есть предложение. Пока есть те, кто предпочитает паленую водку, качественному продукту, будут и те, кто ее предложат. Но время безжалостно (безучастно) все расставляет по своим местам и место махрового «Аншлага» становится сегодня уже не таким широким, потому что с каждым днем его занимает неординарный «Comedy club».
Подводные камни. Угроза принять от ведущего бесперспективные мысли, тормозящие процесс развития (научиться не тому) в целом и в частности, не говоря уж об опасности искалечить свои цели или сделать их «импотентными». Как говорит один массажист: «Массаж штука далеко не такая безобидная, как многие считают…»

Технологии закрепления навыков. Это один из самых трудных вопросов для всех без исключения бизнес-тренингов, включая и наш тренинг публичных выступлений, ораторского искусства, презентации, риторики. Давайте ответим честно перед собой на следующие вопросы: Верим ли, мы, в то, что за 2-3 дня сможем овладеть большинством навыков оратора? Как мы планируем довести их до автоматизма (уровня мастерства)? Знаем ли мы основные принципы закрепления навыков, и принимаем ли мы их? Мотивирует ли нас этот ведущий на совершение подвигов (отработку навыков)? Есть ли у него конкретный практический сценарий, как он будет стремиться перевести знания и полученный на тренинге опыт в реальную среду? Знает ли он как это, действенно и безболезненно можно осуществить?
Вооружившись статьей «Полевой бизнес-тренинг – качество и эффективность (№3)» мы без особых проблем сможем проверить на деле слова ведущего.
Подводные камни. Самая главная опасность заключается, в том, что затратив свои денежные средства, время, энергию, мы на выходе не получим четкого результата. Получится, как с английским языком учишь, учишь, учишь, а говорить свободно не можешь. Обидно и жалко затраченных, а не вложенных ресурсов.

Подводя итоги, я надеюсь, что эта статья поможет вам сделать осознанный, осмысленный выбор и совершенно не важно каким он будет, главное, что вы знаете фарватер действенного влияния на ситуацию. Приобретайте опыт, даже идя по окольным тропам – это делает вас сильней!

Успехов и Побед!


мы рекомендуем для вас ТРЕНИНГ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ